Здравствуйте, уважаемые читатели!
Это, по сути, введение в серию статей, посвященных промышленному дизайну. В печатном виде они публикуются в журнале «Вести» Уральской торгово-промышленной палаты.
В последнее время все чаще стал использоваться термин «ДИЗАЙН», причем зачастую не совсем точно. Кроме того, часто дизайном называют любую проектную деятельность, а заказчики зачастую и не знают – что же требовать от дизайнера, какие услуги он оказывает, что должен передавать заказчику на различных этапах проектирования, чем он реально может помочь производству…
Вопросов становится все больше, путаницы тоже, поэтому мы задумали серию статей о дизайне, в которой, я надеюсь вместе с Вами, разберемся во всех интересующих Вас вопросах.
Статьи эти в первую очередь направлены на руководителей предприятий – ведь именно они, в конечном счете, определяют, что и какого качества выпускается на предприятии.
Современные представления о промышленном дизайне были озвучены на прошедшем в 2005 году форуме правительства Москвы, на котором была принята КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА В ГОРОДЕ МОСКВЕ.
«Под промышленным дизайном понимается в первую очередь область деятельности, которая создает образ продукта и является своего рода комплексным проектом его производства и продвижения. Вместе с тем промышленный дизайн не только формирует образ продукта, но и обеспечивает удобство его использования, технологичность его производства и проектирования.
Промышленный дизайн можно рассматривать как средство организации целостной эстетической и эргономической субъектно-объектной среды в сфере производства и продвижения товаров и услуг. …
В широком смысле слова промышленный дизайн охватывает весь спектр возможных объектов проектирования: товары массового потребления, рекламу, жилые и производственные интерьеры, производственное оборудование и транспорт, военную и космическую технику, комплексные средовые и производственные объекты и даже объекты социального проектирования.
В рамках настоящей концепции промышленный дизайн рассматривается в первую очередь как мощный интегральный инструмент, позволяющий формировать целостный конкурентоспособный образ промышленного продукта. … промышленный дизайн - важнейшая инновационная составляющая процесса разработки, производства и продвижения продукта.
Только такое системное представление о промышленном дизайне поможет придать ему ту значимость и функциональную роль, которые необходимы для повышения конкурентоспособности производств и продукции.»
Почти такая же широкая трактовка промышленного дизайна заявлялась самими дизайнерами почти с появления профессии, тогда на западе был “art-designer”, а у нас художник-конструктор – понятия, достаточно точно отражающие суть профессии – сплав искусства и техники, дающий новые методы проектирования, новые потребительские качества продукции.
С годами и растущим в условиях рыночной экономики авторитетом приставка «арт» отпала, во многих фирмах дизайнеры стали занимать высокие руководящие посты – до уровня вице-президентов компаний, эскиз дизайнера стал обязательным для выполнения всеми службами фирм.
Так, например, глава Samsung Кун Хи Ли лет двадцать назад полностью перестроил стратегию своей империи – от идеологии: количество за счет качества – к новой идеологии: захватить воображение людей дизайном, ассортиментом и качеством продукции. Именно дизайн Кун Хи Ли избрал оружием борьбы за лидерство и превратил компанию из неудачливого имитатора в новатора мирового класса. (из статьи «Инь и янь дизайна» - Стратегии\искусство управления).
Дизайн - «это такая штука,  про которую все всё как бы знают», действительно, каждый день, час, ежесекундно мы сталкиваемся с образцами дизайна – и, соответственно, все о них знаем. А у дизайнера задача (несколько упрощенно) стоит примерно так: надо придумать очередную шариковую ручку, такую же удобную, красивую, надежную, дешевую … и т.д., как имеющиеся образцы, но при этом - найти новый образ, выделяющий ее из этого ряда, дать потребителю новое качество, за счет чего – увеличить прибыль своей компании. Это взгляд как бы изнутри профессии – о дизайнерах, уровне их подготовки, требованиях к ним – мы тоже будем говорить.
Конструктор, технолог, специалист маркетинга – основные смежники дизайнера. Новая функция, как и новая технология – для дизайнера это основные поставщики новых образных решений. Этот круг вопросов мы также затронем.
Системы автоматизированного проектирования (САПР) – новый инструмент, без которого дизайнер ничего не сможет сделать, дающий большую свободу творчеству и накладывающий большую меру ответственности. Я уже начинал этот разговор в статье «Дизайн и САПР» - RM MAGAZINE № 3, 2004, вызвавшей большое количество откликов. Хотелось бы продолжить обсуждение и с Вами.
Главной бедой промышленного дизайна я считаю отсутствие дизайнерских документов в системе ГОСТ. Нет, не предусмотрен дизайнер в процессе проектирования изделия – давайте попробуем забыть Главного метролога? У меня есть проект стандарта о документах, выполняемых дизайнером, которые должны входить в состав КД на изделие. Обсудим?
Монолог у меня уже почти готов – хотелось бы, чтобы логика обсуждения этих проблем создала интересную полезную серию статей разных авторов, заинтересованных в обсуждении.
Ваши замечания, предложения, статьи и просто мысли, примеры из практики прошу направлять по E-mail:azdesign_2007@mail.ru, ICQ: 378 540 208

А.Ю. Зяблов
промышленный дизайнер
Член Союза дизайнеров России
Лауреат национального приза в области дизайна «Виктория»
Член экспертного совета по дизайну Минпромэнерго



Сайт создан в системе uCoz
выставки Союза дизайнеров России
Главная - AZdesign
алгебра творчества
АНТИ-ДИЗАЙН
форпроект - инновации в дизайне